ГЛАВНАЯ | Про меня. | ПИШИТЕ МНЕ |
1. БОРЬБА СО СТРАХОМ.
Я долго искал музыку страха и гнева. Когда пришла пора, появился пациент, безнадежно долго пытающийся спастись от страха. Ко мне обратилась женщина - она безуспешно в течение 12 лет пыталась снять чувство страха. Она была трезво мыслящим умным человеком, но, несмотря на свой ум и волю она не могла находиться в комнате одна. Ей представилась возможность переселиться в отдельную квартиру из коммунальной, но она не решалась, так как БОЯЛАСЬ БЫТЬ ОДНА. Причина этого была крайне проста- 12 лет назад при ней умерла мать, ей вызвали врача, но помочь не смогли. Перепуганный ребенок ее подсознания ощутил, что она будет следующей жертвой безжалостной и жестокой силы. Кто то должен быть из взрослых рядом, чтобы вызвать врача, если возникнет такая же ситуация как у матери. Она прекрасно понимала всю нелепость своих страхов, только ничего не могла с собой поделать. Недоверчиво смотрела она на меня - 12 лет она ходит по врачам, была у психологов, специалистов по иглоукалыванию, но страх ее не оставил. Она, конечно, взяла темные тона первыми в пробе Люшера и выбрала трагические лики Эль Греко и Микеланджело. Желанная репродукция несла тревогу трагического пейзажа, где желтый цвет трагически красиво мешался с тенями и скудным светом - эта встреча происходила над долинами и полями под стремительно мчащимися тучами. Этот тревожный для обычного человека пейзаж люди с беспокойством и тревожностью воспринимали как спокойный, а иногда даже как радостный. Выбрала она также беспокойную картину Фридриха - прекрасного немецкого романтического художника - (он страдал депрессией, дружил с русским поэтом романтиком Жуковским) На его картинах всегда есть знак трагичности. На выбранной картине было огромное искривленное как бы распятое дерево, трагически перечеркивающее весь романтический пейзаж с его пасторальными панорамами. В первый сеанс я играл светлую музыку, более всего ее привлекла светлая мелодия Шопена из фантазии экспромт - я называю ее великая синяя мелодия. Она струится со всей нежностью и красотой как прекрасная река, иногда я чувствую себя на поляне и слышу аромат меда. Слушая эту мелодию, многие мои слушатели видят образы воды. Мои пациенты научили меня, что эту мелодию следуют играть медленней, чем ее принято играть. (Это не концерт - это сеанс МУЗЫКОТЕРАПИИ, поэтому ради помощи человеку приходится сыграть не так, как написано композитором) Играя эту музыку и получив возможность насладиться красотой звучаний левой руки, которые обычно пролетают слишком быстро, я сам впервые увидел подводный мир - подо мной были не пугающие скалы и приветливо колышущиеся водоросли. Иногда этот образ описывали и мои слушатели - конечно, им удавалось УВИДЕТЬ все это, только ЗАКРЫВ ГЛАЗА. Мы записали кассету с выбранными ею мелодиями - утешающими и несущими столь нужный ей покой. Через несколько дней она сказала, что ей стало спокойнее - уменьшилась постоянная тревожная вибрация, воплощение ее страха , однако страх НЕ ИСЧЕЗ . В следующий сеанс я решил прямо пойти в глубину ее тревоги и стал играть неистовые мелодии страха и гнева, которые я так долго искал. И произошло неожиданное. Возможно, получив покой и силы от Шопена, она слилась с этой тревожной музыкой и восприняла ее как СВОЮ и ЖЕЛАННУЮ. Полным воплощением ее страха, наиболее желанной оказалась музыка токатты Боельмана - сумрачная ревущая в глубинах низких органных звучаний мелодия неуклонно устремляется вверх, над ней кружится вихрь трагических фигураций - Трудно, пожалуй, найти более сумрачную и трагическую музыку. НЕКОТОРЫЕ СЛУШАЯ ЭТУ МРАЧНУЮ ГОРДУЮ МУЗЫКУ ВИДЕЛИ ГОРЯЩИЙ ПЛАМЕННЫЙ МИР, где в жерле вулкана кружение этого огня направлял сам дьявол, некоторые воспринимали музыку как гордое преодоление. Если человек может слиться, оседлать трагическую волну такой музыки, он становится частью этой стихии как спортсмен, мчащийся на доске на гребне волны или воин, устремившийся на врагов - для него это музыка трагического преодоления. Если эта музыка не с тобой, а устремлена НА ТЕБЯ - она становится воплощением ужаса и панического страха. Она испытывала глубокое наслаждение, слушая мелодию Боельмана. Самое удивительно, что при этом она испытала те ощущения, которые были ей знакомы по приступам дикого страха. ( Когда ее охватывал СТРАХ - ломало руки, возникало удушье.) Она приняла трагические выкрики сонаты, финала лунной, самые вихревые пассажи Аппассионаты, гневный выкрик 5 симфонии, трагическую бурю с железным ритмом преодоления 6 прелюда Рахманинова. Своим выбором она соединила две огненные темы, которые объединял энергетизм и общая тональность- это был знаменитый этюд Паганини с дьявольской загадочной мелодией и мелодия Амстронга, где слышен гневный голос спиричуэлс - Моисей сказал - отпусти мой народ . Чтобы дать преодоление трагедии я играл героическую тему 5 симфонии Дворжака - под эту мелодию воины чехи шли на смерть. Она благосклонно приняла также музыку Грозы из 6 симфонии Бетховена, где глухой композитор воплотил в звуках вспышки молнии, потоки дождя, а потом угасание гнева грозы и первые лучи солнца через капли воды на листьях. Для преодоления трагического мировосприятия я обратился к мелодиям венгерских танцев Брамса, призывающих к мужеству и финалу 3 концерта Бетховена. По словам Пушкина - все грозящее гибелью притягивает и дает наслаждение как страшная сказка манит ребенка. Теперь глаза ее смотрели доверчиво, и в них появился свет. Мы записали все выбранные мелодии - в моей импровизации они как бы беседовали со страшной и наиболее желанной ей темой Боельмана. Я позвонил через несколько дней. -Слушаю кассету, очень нравится ВПЕРВЫЕ ЗА 12 лет СМОГЛА БЫТЬ ДОМА ОДНА Музыка сожгла страх, и она смогла избавиться от этого чувства. 2. ВСТАНЬ И ИДИ! Вот и привозят пациентку. Ее несут - это 16 летняя девушка армянка. Красивое лицо искажено страхом У нее истерический паралич - уже полгода она не ходит - мышцы стали изменяться - стопа подвернута. Сочувствие и уныние на лицах близких. Музыкотерапевт едет с ней в лифте, согревает ледяные ладошки и шепчет - если ты сегодня пойдешь, ты сделаешь мне большое одолжение - я всем буду хвастать. Вот ее доставили в зал. Она выбирает темные цвета Люшера, фотографию уныло бестолкового пса, у которого ПОДВЕРНУТА ПРАВАЯ ЛАПКА (КАК И У НЕЕ). Выбранные картины прекрасны, изысканны, первый цвет по Люшеру фиолетовый - перед нами ЧЕЛОВЕК ВООБРАЖЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК МИРА ИСКУССТВА. Начинается длительный сеанс. Он продолжается около З часов. Она слушает прекрасные мелодии, у нее утонченный вкус и требовательность. Высоко оценивает она только самые совершеные мелодии. У нее есть способности. Ее глаза разгорелись, она забыла о своей беде. Музыка показывает красоту мира, успокаивает, дает энергию и как бы говорит - иди в этот мир, он твой. Скажи ему - ДА. Врач роняет фразу - Я тебе рассказал о твоем характере. Дело не в том, что ты пойдешь - в этом нет сомнения. Дело в том, каким человеком ты будешь. - он играет не только прекрасные мелодии. Та музыка, которую он теперь играет как бы говорит - ИДИ, ДВИГАЙСЯ, ПРЕОДОЛЕВАЙ. Стала звучать музыка великих маршей, мелодии преодоления, побуждали двигаться мелодии самых обаятельных вальсов - Шуберта и Чайковского, Шопена и Штрауса. Проходит некоторое время и она пытается подняться, вцепившись в стол. Ноги с атрофированными мышцами не слушаются, предают ее, но она упрямо тащит свое тело, держась за стол. Она мужественно старается ПОЙТИ. Музыкотерапевт как бы не слышит взволнованного говора родственников и не волнуется - на лице его выражение- -А как же иначе, она должна была пойти. - Надо продолжать слушать музыку,- говорит он.- Пусть она доберется до рояля и тоже попытается играть - импровизировать вместе со мной. Проходит несколько встреч - сеансов музыкотерапии. Однажды они встречаются - и ее не несут и не помогают идти. Она ИДЕТ САМА- правда мучительно медленно, опираясь на тросточку, хватаясь руками за двери, но ее глаза горят, а у всех окружающих взгляды светятся сочувствием. ------------------------------------------------------------------ |